Скулшутинг – вооруженное нападение внутри учебного заведения.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения случаев насилия в школьной среде, приводящая к гибели учителей или учеников, при этом большинство совершаемых преступлений - скулшутинга - имеют свойство «копирования». В России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала ХХ века. Позже произошли одни из самых известных случаев скулшутинга. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира, в частности и России.
Можно выделить ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга. Это могут быть и напряженные отношения в школе, и сложные отношения дома, отсутствие внимания и поддержки. Можно говорить и о некоторых индивидуально-психологических особенностях, ставших для этих подростков уязвимым местом на фоне других факторов, таких как трудности в установлении контактов, необщительность, некая отличность от окружающих и прочие. В ряде случаев наблюдаются проблемы психического здоровья, когда несовершеннолетний не получал соответствующей помощи. В некоторых случаях поведенческие проблемы отмечались давно, имели раннее начало в возрасте до 10-12 лет и требовали участия специалистов и родителей в работе с таким ребенком, но не отработались. Нередко причиной может быть доступность оружия дома. Также причиной могут стать и психологические травмы.
К причинам возникновения скулшутингов, совершаемые подростком выделяются внешние и внутренние факторы:
К внешним факторам относится:
Трудности в общении со сверстниками и педагогами, конфликты и недопонимания.
Отсутствие внимания родителей к ребенку, а также ссоры с членами семьи.
Буллинг (травля) в общеобразовательной среде и за ее пределами.
Доступ ребенка к холодному и огнестрельному оружию в доме.
Группы и объединенные сообщества на тему «Колумбайн» пропагандирующие идеологию «скулшутинга»
К внутренним факторам относится:
Внушаемость ребенка к внешним условиям.
Депрессивное состояние.
Психические отклонения, протекающие без должного внимания.
Например, вице-президент Российского фонда мира Елена Сутормина призвала СМИ не упоминать имена стрелков: «Для подавляющего большинства подростков, которые готовят подобные преступления, это является своеобразным методом прославиться, заявить о себе, записать свое имя в историю. Мы видим в буквальном смысле сегодня информационную эпидемию в молодежной среде подражания стрелкам.
Методы борьбы или как предупредить надвигающуюся опасность.
Во всех приведенных выше случаях скулшутинга есть определенные общие черты: во всех них участвуют подростки возрастом от 14 до 20 лет, практически все они подвергались постоянному или эпизодическому буллингу, то есть травле со стороны сверстников, а иногда и преподавателей. Практически все из них являются аутсайдерами, «инаковыми» для остальных, что и становилось причиной травли. Для всех них скулшутинг был не спонтанным, а тщательно подготовленным и спланированным мероприятием.
С целью предупреждения скулшутинга, образовательные организации предпринимают комплекс мер, направленный на антитеррористическую защищенность образовательной организации, руководство и педагогический состав обращает внимание на социально-психологические факторы:
Отношения с ребёнком внутри семьи. Семья — главный авторитет для ребёнка. Это пространство, где устанавливаются моральные ценности, и формируется картина мира.
Поведение подростка в школе. Ребёнок, часто проявляющий агрессию по отношению к учителям, сверстникам и животным тоже находится в зоне риска. Агрессия часто представляет из себя не более чем пассивный механизм защиты.
Психологические травмы нападавшего — тоже важный фактор скулшутинга. Систематическая травля в школе, вызывающая суицидальные настроения, и нарастающая внутренняя агрессия заставляют подростка совершить что-то яркое перед своей смертью, являющейся основным финалом любого плана нападения на школу.
Психические заболевания. Психолого-психиатрическая экспертиза зачастую помогает предотвратить случаи скулшутинга. Общение психолога с ребёнком позволяет глубже понять и прочувствовать весь груз жизни подростка, кажущийся ему невыносимым. Беседы с родителями тоже крайне важны, чтобы оказать помощь ребенку не только во время нахождения в школе, но и дома.
Внимание со стороны родителей, адаптация трудных подростков в обществе, своевременная помощь специалистов в совокупности с антитеррористическими мероприятиями помогут избежать вооруженных нападений среди подростков.